Главная » Файлы » Растения силы » Статьи

Табак
08.01.2013, 13:25
Табак играл важную роль в культуре индейцев. Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали табак у других. Один начинающий курильщик из племени кроу, которым семена табака доставались с большими трудностями, научился своеобразно интерпретировать свои видения. Они помогали ему выбрать место для посадки семян, которое бы гарантировало хороший урожай (Лоувай 1954).


Нам известно, что обычай употребления табака пришел в Северную Америку из Южной еще в те времена, когда на севере не росли даже дикие предки современного табака. Один из сортов этого растения nicotiana attenuata,распространенный у индейских племен Великих равнин, был обнаружен намного севернее, в западной части Канады. Часто табак смешивали с другими растениями, вероятно, из-за того, что некоторые сорта были более сильными, чем остальные.

 

Индейцы не воспринимали табак как светское растение, хотя нам он известен именно в таком качестве. В сумке индейца всегда хранились табак и трубка. Он верил, что священные предметы помогут ему войти в контакт со сверхъестественным. Особенно важным было присутствие трубок во время церемоний заключения перемирия: трубки передавались из рук в руки и обходили всех участников совета. Табак зажигали и окуривали им, просто бросали в воздух и на землю (Драйвер 1961). Шаманы использовали растение для того, чтобы установить контакт со своими духами-помощниками и изгнать недуг из тела больного.

Коренные жители Америки параллельно с курением табака употребляли вещества, которые, как известно, способны были вызывать галлюциногенные эффекты (Джанигер и Добкин де Риос 1973). Эти индейские племена были весьма прагматичны и скупы в своем пристрастии к наркотическим растениям. Современные исследования химической природы курения и его биологических последствий заставляют по-новому взглянуть на те интересные сведения об употреблении табака в традиционных обществах Нового Света, которые приведены в этнографической литературе.

Консистенция

Гармальные алкалоиды - горман и норгарман - в наше время стали выводить из коммерчески заготавливаемого табака, а, следовательно, из его дыма (Сьюзн 1967; Пойндекстер 1962а, 19626; Теста и Теста 1965). Было установлено, что они образуют химическую группу - бета-карболины, несколько родственных элементов, которой с похожими фармакологическими свойствами - гармалин, тетрагармин и 6-метоксигармин являются галлюциногенными (Левин 1928; Пеннс и Хоч 1957; Нарано 1967). Хотя местные сорта табака в настоящее время не подвергались анализу на наличие бета-карболинов, резонно предположить, что концентрация этих веществ может варьироваться в широких пределах в зависимости от условий культивации и почвы. В собранном табаке концентрация гармальных алкалоидов может со временем увеличиваться. Исследования гармина, проведенные Дэвисом (1969, 1970) показали, что сравнительно небольшие дозы этого вещества преодолевают гематоэнцефалический барьер и передают нервное возбуждение в зрительную систему. По всей видимости, подобные результаты должны наблюдаться и у гармана.

Никотин - наиболее сильный компонент табачного дыма, являлся объектом научных исследований на протяжении многих лет. Однако его воздействие на центральную нервную систему начали изучать не так давно. Обнаружено, что никотин может повышать концентрацию биогенных аминов в мозге, в частности, серотонина, химическая структура которого похожа на структуру ЛСД. Это химическое вещество может вызывать у человека изменения в сознании, хотя этот эффект у нормального курильщика обычно нейтрализуется первичным воздействием никотина (Морфри 1967). Как позднее было показано, метаболик витамин В6 деструктурируется в процессе курения, что приводит к соответствующему уменьшению его содержания в организме. Это компенсирует ментальные изменения у курильщика (Эль-Зохби 1970).

Как утверждал Хизер, табак, который курили индейцы Нового Света, был весьма далек от мягких сортов табака, используемых в настоящее время при производстве сигарет в Европе и Соединенных Штатах. По словам Хизера (1969: 161) табак "буквально нокаутировал индейцев" (см. таблицы 1-4). Он констатировал, что "любое растение, способное производить сильное наркотическое воздействие и пробуждать галлюцинации, могло иметь значение для примитивного человека".

Таким образом, представленные выше сведения относительно употребления табака индейцами Нового Света, хотя и являются далеко не полными, целиком подтверждают современные научные данные о конденсате табачного дыма и его потенциальных галлюциногенных свойствах.

 
 

Использование табака в доколумбовских обществах Нового Света

Таблицы 1-4, каждая из которых связана с определенной тематикой, объясняют использование табака коренными жителями Северной Америки до прихода европейцев. Данные представлены в таблицах в следующем порядке:

    1. использование табака в магических и религиозных целях, не связанных с предсказаниями;
    2. предсказания;
    3. целительство;
    4. наслаждение, межличностное общение и сила духа.

Сведения, насколько это возможно, отражают период, предшествующий рекультивации табака европейцами, что сводит к минимуму эффект их воздействия на культуру аборигенов. Тематическое разбиение таблиц 1-4 может показаться непривычным западному читателю. Однако для большинства традиционных обществ этиология, прогнозирование и лечение болезни не могут быть отделены от сверхъестественных сил.

Из этих таблиц видно, что табак не только курили, но и делали из него отвары, мази и тампоны. Согласно Хизеру (1969), индейцы использовали табак как лекарство от многих болезней, для защиты от злых духов, для общения с добрыми духами, как магическое средство на охоте и в качестве силы, помогающей одолеть врагов в битве. Приведенные выше описания уже подчеркивали существенную роль табака в ритуалах и церемониях.

Если табак действительно галлюциноген. Его использование должно находить свое отражение в культуре таким же образом, как и остальных галлюциногенных средств. Проводя аналогию, мы можем распространить на североамериканских индейцев данные, полученные в Южной Америке. Многие племена индейцев монтанья в Амазонии использовали табачный дым, чтобы войти в транс и вызвать видения. Он также служил важным дополнением к действиям шамана. Индивидуальные открытия сверхъестественного были высоко ценимы индейцами Нового Света. Любое растение, которое помогало достигнуть измененного состояния сознания и войти в контакт с потусторонними силами, например, табак, немедленно включалось в уже и так достаточно богатую по своему составу фармакопею.

Уэллейс показал в одной из своих работ в этой области (1959), что культура играет решающую роль в определении содержания видений, вызванных воздействием наркотика. Уилберт вновь поставил этот вопрос в 1972 году и выяснил, что у венесуэльских индейцев варао не только сам по себе табак, выступавший в качестве галлюциногена, но, прежде всего, задачи культуры обусловливали тип эстетических визуальных ощущений.

 

Использование табака в магических и религиозных целях, не связанных с предсказаниями


 Применение Общество Источник
 Повышает улов рыбы, уменьшает число штормов и молний; моления об избавлении от опасностей Индейцы Каролины; семинолы Косковски (1957: 66)
 Подношения табака духам и божествам Ирокезы; индейцы Венесуэлы; индейцы Скалистых гор; майя Фентон (1940:426) Стюард (1949:21) Косковски (1957:68) Томпсон (1970:112)
 Усиливает магические способности тела; курение и вдыхание табака в церемониях посвящения мальчиков при достижении половой зрелости Ибарго (Рио Пастеза); майя; тукуна Косковски (1957:69) Томпсон (1970:108) Метро (1949:377)
 Придает мужество и бесстрашие как необходимые качества для победы над врагом Карибы (Бразилия) Косковски (1957:69)
 

Предсказания с помощью табака


 Применение Общество Источник
 Курили, чтобы увидеть духов, которые предсказывают будущее Ибаро (Рио-Пастеза) Косковски (1957:69)
 Использовали шаманы для предсказаний, наблюдая в каком направлении поплывет дым Индейцы Венесуэлы; индейцы Флориды; гоахиро (Колумбия) Стюард (1949:21) Брукс (1938:289) Купер (1949:535)
 Курили. Чтобы предвидеть будущее перед походом на войну Кумана (Северная часть бассейна Ориноко) Кирсхофф (1949:489)
 Сок табака (вместе с другими компонентами) использовался жрецами, чтобы вызвать ярость и безумие для получения предвестий "дьяволов" Ацтеки (Мексика) Макгвайр (1898:372)

 

Табак и исцеление болезней


 Применение Общество Источник
 Отвращали злых духов, вызывающих бессонницу Индейцы кагуилла (Калифорния) Косковски (1957: 73)
 Выпускали "пары" и подавляли другие чрезмерные эмоции Индейцы острова Роаноке (Вирджиния) Фейрхольт (1859:23)
 Обжаривали в миске вместе с листьями бузины и смазывали раны Индейцы чероки Воджел (1969:37)
 Листья табака прикладывали к местам укуса насекомых Майя Воджел (1969:217)

 

Табак, наслаждение, межличностное взаимодействие и сила духа


 Применение Общество Источник
 Всевозможные гедонистические цели Племена Вест-Индии Купер (1949:527,534)
 Курили, чтобы преодолеть усталость и скуку Тапирапе (Бразилия); племена Сальвадора Купер (1949:535) Брукс (1938:243)
 Курили, чтобы подавить голод и жажду Индейцы Флориды Блум (1969:89)
 Использовали в повседневной жизни Карибы (Багамы) Джиллен (1936:66)

Роль особенностей культуры, таких как ожидания, системы верований и ценности, чрезвычайна важна для понимания того, каким образом наиболее субъективные ощущения человека принимают культурную направленность. Читатель, ориентирующийся на собственный опыт курильщика или опыт окружающих его людей, наверняка усомнится в том, что курение табака может сопровождаться галлюцинациями. Тем не менее, основываясь на данных, полученных в результате химических и антропологических исследований, мы можем сделать следующие выводы:

1) на основе таблиц 1-4 и последних научных данных резонно предположить, что побочные эффекты, производимые никотином, содержащимся в табаке, не были тем, к чему стремились традиционные общества для достижения магических, религиозных и иных (предсказания, церемонии) целей;

2) различия в силе воздействия на человека и ее характере разных сортов табака, обусловленные различиями климата, почвы и т.д., могут привести к соответственно неадекватны: ощущениям, в том числе, сопровождающимся изменением сознания;

3) то, что изменение сознания вписывается в систему ожиданий и ценностей, может оказаться решающим фактором.

Хотя ничего не известно об исследованиях, которые бы подтвердили возможность возникновения измененных состоянии сознания под действием табакокурения, этому можно найти несколько объяснений: а) гипотетический эффект не являлся специальной целью исследований;б) эффект может сильно меняться и зависеть от обстановки и личности курильщика, качества и количества табака, наконец от особенностей культуры и обусловленных ею ожиданий от его применения; в) воздействие гармана и норгармана может усиливаться пристрастием к нему хронического курильщика.

Другие материалы по теме:
Нравится
0 голосов
Категория: Статьи | Добавил: SaMoPoDok | Просмотров: 1609
эффект, предсказания, Сознание, болезни, ВИДЕНИЯ, индейцы, алкалоиды, духи, шаманизм, Никотин
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Последние файлы
Опрос
Что вам сегодя снилось ?
Всего ответов: 110
Статистика
Проверка тИЦ и PR

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0